October 27, 2009

"Hello, you're about to see a show. If you like it - clap your hands. If you don't - clap your hands."

... Приблизительно так начинаются большинство выступлений на улицах и в нью-йоркском метро. После этого слышатся звуки музыки, а иногда - ребята принимаются танцевать брейк или демонстрировать акробатические экзерсисы на поручнях вагонов.

Вот сегодня утром в очередной раз был свидетелем такого выступления. При этом, по моим наблюдениям, реакция публики бывает самая разная: кто то, даже из дальних концов вагона, радостно подбадривает и апплодирует, некоторые игнорируют происходящее, третьи - все своим видом показывают отвращение. Также, я замечал за собой, что в зависимости от контектса по-разному оношусь к таким выступлениям. И в этой заметке как раз и хочу задать вопрос: выступления в общественном пространстве это хорошо или плохо?

Так как выступления проходят в общественном пространстве, то тут идеально подходит формула: "свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого". С одной стороны, у любого должно быть право играть, прыгать, и так далее, но все эти действия могут иметь внешние эффекты (externalities), проще говоря, все это может раздражать окружающих. Но как определить эту границу критической величины раздражения? Задача усложняется из-за расхождения вкусов у разных людей, которые иногда могут быть диаметрально противоположными. Возможно ли найти компромисс?

Я буду утверждать, что это возможно. И главный критерий - наличие альтернатив. Проще говоря, если у вас есть возможность выбора: i) добровольно остановиться и посмотреть/послушать или, наоборот, ii) найти место, где этого не будет видно/слышно - то никакой проблемы нет. Выгода и удовольствие одних не создает неизбежный дискомфорт другим.Теперь рассмотрим несколько разных ситуаций с точки зрения этого критерия:

  • парк / улица. В Нью-Йорке, как и во многих городах, полно уличных музыкантов и актеров, многие из них очень хорошего уровня. В людных местах конкуренция за место высока, и поэтому, например, в небольшом парке на Washington square одновременно можно увидеть до дюжины выступающих, разбросанных по разным уголкам парка. Акустика на открытом воздухе такова, что, во-первых, каждая группка может расположится так, что других будет не слышно, во-вторых, всегда можно найти место относительной тишине, где выступающих практически не будет слышно. Таким образом достигается компромисс: одни выступают, другие имеют возможность выбрать кого послушать/на что посмотреть, третьи могут найти место, где их не будут отвлекать.
  • парк / улица + человек со шляпой. Открытый гитарный кофр для пожертвований - стандартная картина для уличного выступления. Но каждому, кто бывал в переходе у Манежа или на Новом Арбате наверняка знакома ситуация, когда подвыпившие ребята извлекают звуки из гитары и своих глоток, а пара их друзей подбегает к прохожим с настойчивым предложением "поддержать музыкантов". Если применить наш критерий, то сразу станет видно, что дополнение в лице назойливого человека со шляпой лишает прохожих свободы выбора между участием или игнорированием действия. Это очевидное нарушение прав и поэтому неприемлимо.
  • платформа метро. Платформа по сути мало чем отличается от парка или улицы, тем более, что метро вообще место не тихое. По аналогии с парком тут не должно быть проблем. Например, на остановке Union Square L-ветки в некоторые дни выступает до 3 разных музыкантов одновременно. Это позволяет скучающим пассажирам расслабится в ожидании поезда, не раз видел как народ приплясывал, остальные спокойно ждут в относительной тишине в другом конце станции. Кстати, в Париже я видел лицензированных метрополитеном музыкантов.
  • вагон метро. Думаю, уже ясно, что выступления в вагоне не пройдут наш тест. Причина - слишком маленький размер пространства вагона. Для тех, кто не хочет быть отвлеченным на выступление, не существует альтернативы. Хотите того или нет - вас будут "развлекать". В этом случае издержки от недовольства части пассажиров точно превосходят суммарную выгоду выступающих и удовольствие других пассажиров.
ничего не упустил?



p.s. Начался сезон дождей - в метро вернулся запах кофе.

No comments:

Post a Comment